Крест, кофе, ладан: кто придумал модное православное кафе «Antipa»
Крест, кофе, ладан: кто придумал модное православное кафе «Antipa»
Самое неочевидное и изящное место ранней осени, чтобы хлопнуть селфи в инстаграм и выпить пахучий раф, — кафе «Antipa» у храма Священномученика Антипы на Колымажном дворе рядом с Пушкинским музеем. Место, которое настаивает, чтобы его называли «кафе-трапезной „ANTIПA“», — уникальное воплощение модного православия с минималистичным интерьером, где делают кофе на альтернативном молоке.
Здесь в уютном садике ощущается благодатная близость и церкви, и музея. Здесь назначают встречи культурные функционеры и персонажи, которым надоела «Кофемания». Здесь что-то чиркают в молескины молодые люди с длинными волосами и одухотворенными лицами, а священники в рясах, сидящие за столами с мирянами, напоминают моделей антверпенской шестерки. BURO. познакомился и пообщался с авторами «Antipa» — отцом Андреем, архитекторами Михаилом Князевым и Анастасией Балакиревой.
Отец Андрей Щенников
настоятель храма Священномученика Антипы на Колымажном дворе, в прошлом — актер Мастерской Петра Фоменко
Михаил Князев
архитектор, арт-директор кафе-трапезной «Antipa»
Анастасия Балакирева
Предыстория
Отец Андрей:
В советское время этот храм находился в ведении Музея изобразительных искусств, и обретение его Русской православной церковью в 1990-е сопровождалось некоторым противоборством. Буквально оно выражалось в столкновении двух идеологий: с одной стороны ГМИИ со своей философией и молодая церковь 1990-х. Сейчас с Пушкинским музеем и Мариной Девовной Лошак у нас замечательные отношения, и, думаю, когда-нибудь мы придем к совместным проектам. Что касается истории постройки, где находится кафе, то здесь с 1950-х стоял сарай, который использовали как хранилище и чуть ли не как туалет. Она чудом попала в кадастровый реестр, и мы с ней попали под программу реконструкции.
Князев:
Было важно оставаться в историческом контуре, и ряд оригинальных деталей, например небольшую нишу, обращенную в переулок, мы учли в концепции — она обыграна в интерьере выступом. Сохранены пропорции окон, шаг несущих элементов. По сути, к новым решениям можно отнести только двускатную крышу.
Балакирева:
Разные фасады получились, чтобы сохранить исторический вид переулка, и, несмотря на использование других материалов, шаг и пластика объема приближены к изначальным.
Отец Андрей:
Почему мы решили открыть кафе? Принципиально, что «Antipa» — это кафе-трапезная. Таинство литургии завершается, венчается совместной трапезой — вечерей любви, Агапой, — она как бы продолжение самой службы. Поэтому появление трапезной в ограде церкви обусловлена многовековым укладом. Для меня как для священника важно, чтобы наша литургийная жизнь, отгороженная от внешнего мира, имела возможность выхода во внешнее пространство. Я человек современный, в церковь пришел — не родился в ней, моя жизнь идет из жизни города, жизни нормальных москвичей: хипстеров, тусовки, богемы… Мне хотелось, чтобы эти два мира как-то сошлись.Если мы посмотрим на миссионерский акцент в деятельности нашей церкви, то сейчас ярких выходов к миру — звучит чудовищно, понимаю, — таких выходов нет. Церковь будто занимается теми, кто уже в ней. А нам с ребятами хотелось привлечь людей, которые никогда бы не пришли в церковь. Миша с Настей нашли эстетическое выражение того, как эта идея должна выглядеть, и я ребятам благодарен, потому что они для меня олицетворяют тех самых московских хипстеров, транслирующих настроение, вкус, моду города, которая меняется сейчас каждый месяц.
Я в церковь пришел — не родился в ней, моя жизнь идет из жизни города: хипстеров, тусовки, богемы… Мне хотелось, чтобы эти два мира как-то сошлись
Как придумывали и строили кафе-трапезную
Балакирева:
Первая просьба, озвученная батюшкой перед началом проекта, — место должно открыться городу. Действительно, случайным прохожим порой страшно зайти на территорию храма, некоторые чувствуют стеснение и неудобство. Кафе должно было стать переходным пространством, где одинаково комфортно и прихожанам, и светской публике.
Отец Андрей:
Мы тут не претендуем на новую церковную архитектуру, но отдаем дань нашему времени, ведь церковное искусство застоялось… Его развитие закончилось с модерном XX века, причем и тогда это был русский стиль с отсылками к псковско-новгородской архитектуре.
Князев:
Архитектура нашего кафе-трапезной с пиететом относится к храму и при этом соответствует своему времени. Если говорить про дворовый фасад, то он получил качественно новый облик. Ряд арочных окон раскрывает пространство во двор, наполняет его светом и легкостью.
Отец Андрей:
Мы смотрели на ионический фронтон Пушкинского музея, и рифма с ним здесь есть. Вместе с ребятами, художником-мозаичистом Денисом Иванниковым, с автором барельефов Страстного ряда на ограде и поклонного креста Сергеем Антоновым мы не то чтобы сочинили этот объект, а будто его проросли, вырастили. Мне не нравится слово «проект», потому что оно подразумевает что-то придуманное, зафиксированное, быстро и по плану исполненное. Мы к этому подходили долго и трудно — проживали его во времени. Мы сомневались, спорили, даже ссорились, как все живые люди. Было трудно, но Господь нас посмирял, и вот родился сбалансированный и вполне гармоничный объект.
РПЦ с флет-уайтом и фильмами Нолана
Отец Андрей:
В логике любого человека становится лучше, и здесь появляется церковь со своей методикой становления. Но с ней, как с больницей: тебе предлагают лечение, и ты либо включаешься, либо отказываешься. Церковь предлагает меняться, а этого не всем хочется. Легче сказать, что церковь — общественная структура, к которой есть вопросы, как к любому институту. Но церковь не общественный институт, а как минимум семья. Нам легче отмахнуться от этих домов с крестами, объединенных в какую-то систему, с главным дядей и другими командирами. Но церковь — она в красоте, в цвете, во вкусе кофе, в отношениях. И вот хотелось, чтобы мы смогли представить себе церковь не как структуру, а как общину, как родной дом, и такой жизнью нам в кафе хотелось бы поделиться.
Князев:
Что получилось у нас и что привлекает людей в кафе-трапезную сегодня — это сценарии использования, заложенные в концепции. Первый — собственно кафе с кофе. Второй — трапезная, ведь изначально в основу построения пространства лег образ трапезного стола. Инкрустированные мозаичными фрагментами столы при составлении в единый стол образуют панно и раскрывают зашифрованную в нем фразу. Третий сценарий — место встреч для кинопоказов, проведения лекций, бесед с настоятелем и литературных чтений. К сожалению, этот формат до введения режима самоизоляции просуществовал совсем недолго, но уже совсем скоро возобновят свою работу лекторий и киноклуб.
Отец Андрей:
До пандемии мы запустили киноклуб, в котором показывали фильмы о снах, в том числе «Начало» Нолана. Его вел мой сын, ему 20 лет, и он учится на операторском факультете ВГИКа. У большинства существует представление о церковных людях как о закрытом круге, и очевидно, в профессиональном смысле это действительно закрытая структура. Но у нас, как у всех, рождаются обычные дети, которые приходят в мир из церковной семьи с совершенно нормальными вкусами. И почему их вкусы должны отличаться? Мы не сектанты, отвергающие культуру и историю. Мы нормальные люди, и нам нравится то, что нравится всем, — что хорошо и талантливо.
Заказать молитву проще, чем пиццу. Как мошенники в интернете наживаются на верующих людях
Заказать любую молитву, не вставая с дивана, предлагают десятки сайтов. Они предоставляют на выбор любой монастырь или церковь в России и даже за границей – за вас поставят свечу и передадут данные для молитвы. Разумеется, не бесплатно. Главный вопрос в том, какое отношение эти сайты имеют к Русской православной церкви и получили ли они разрешение на свои услуги. «360» разобрался в теме.
В эпоху, когда онлайн можно купить любую вещь и заказать любую услугу, возможность общения с церковью через интернет кажется вполне логичной. Это очень удобно для тех верующих, которые по личным причинам не могут попасть в храм: кто-то находится на территории чужого государства, закрытого города, в больнице и так далее. Но эта ниша оказалась очень выгодной для разного рода мошенников.
В сети можно найти десятки сайтов, предлагающих заказать требу или молитву. На 70% из них можно найти очень негативные отзывы. Например, одни собирают деньги на строительство храмов, которые никто и не планирует строить, другие предлагают заказать молитву в недействующей церкви.
Источник фото: РИА «Новости»
Так, на одном из форумов обсуждался сайт, который предлагал (и предлагает до сих пор) заказать требы в монастыре на святой горе Афон в Греции. До момента оплаты там все выглядит правдоподобно, а вот потом оказывается, что греческий монастырь собирает пожертвования на электронный кошелек физического лица, зарегистрированный на гражданина СНГ.
Автор информации обратился в «Русское Афонское Обществе», выяснилось, что они про такой сайт не слышали и посоветовали обратиться в сам Ватопедский монастырь. Оказалось, что в монастыре нет не то, чтобы интернета, но даже постоянного электроснабжения.
«Лучше обратиться за молитвой в храм»
По мнению протоиерея Всеволода Чаплина, ничего плохого в желании людей заказать молитву через интернет нет. Он рассказал «360», что к нему часто обращаются через соцсети люди с подобными просьбами. И он старается им не отказывать.
В этом ничего плохого нет, если нет обмана, если нет завышенных ожиданий насчет пожертвований. Мне довольно часто поступают просьбы помолиться за кого-то через социальные сети. Я на это откликаюсь
— Всеволод Чаплин.
Он добавил, что, к сожалению, в этой сфере очень много разного рода мошенников, которые предлагают за определенную сумму самые разные услуги. «Есть очень разные сайты и очень разные люди, которые с ними связаны. Среди них и очевидные жулики. Таких предложений десятки», — сказал он.
Источник фото: РИА «Новости»
Чаплин посоветовал верующим по возможности обращаться не в эти неизвестные организации, а напрямую к священнику или в храм — через социальные сети или официальный сайт.
Если знаешь священника, если знаешь храм, лучше просто обратиться за молитвой в этот храм, пусть даже через интернет. А если есть, что пожертвовать, то это тоже можно сделать всякими способами, включая электронные
— Всеволод Чаплин.
Треба онлайн
«360» решил обратиться за комментариями в один из таких сервисов — «Треба онлайн». О том, как ресурс создавался, и кто к ним обращается, рассказал директор организации Павел Димов. По его словам, несколько лет назад он делал сайт для прихода, на котором как раз был заказ треб. Когда он понял, что это услуга достаточно популярна, было решено сделать расширенную версию, в которую войдут многие храмы и монастыри.
Потом возникла идея сделать более обширный проект, который бы включал в себя не один храм, много храмов, приходов, монастырей. У нас на сайте есть только те церкви, с которыми заключен договор о том, что они нам поручают и доверяют прием вот таких заказов, мы занимаемся также сбором пожертвований в их пользу
— Павел Димов.
По словам директора компании, посещаемость сайта и пользование его услугами в разное время разные — так перед большими православными праздниками, такими как Рождество и Пасха, обращается больше людей. Поздней весной и летом, когда начинается дачный сезон, людям обычно не до духовного, и посещаемость падает.
«Как правило, обращаются люди, которые не могут попасть в храм самостоятельно. Например, те, кто живет в закрытых городах или кто по состоянию здоровья не может сходить в храм, в который им привычно посещать», — отметил Димов.
Источник фото: РИА «Новости»
Мошенники, которых нельзя наказать
Правозащитник и юрист Владимир Комсолев рассказал «360», что действия многих этих ресурсов попадают под 159 статью уголовного кодекса РФ — «Мошенничество». Но, к сожалению, привлечь их к ответственности практически невозможно.
Это связано с тем, что сама услуга, за которую платят люди, абсолютно нематериальная, поэтому предоставить доказательство того, что она была выполнена, практически невозможно.
Проследить деятельность таких сайтов проблематично, потому что форм отчета нет. Церковь как вид услуги достаточно условный. Если человек не выполняет услугу, за которую было заплачено, то это мошенничество
— Владимир Комсолев.
Иногда люди с высоким достатком могут отдавать людям очень красивую посуду. И устоять перед тем, чтобы не взять ее, сложно. Или, к примеру, семья бедствует, и чужие чашки и ложки ей не помешают. В этом случае взять посуду можно. Но, чтобы очистить ее от чужой энергетики, следует провести простой обряд.
Положите чужую посуду у порога дома на пол. Возьмите два листа белой бумаги и соль. Положите лист бумаги у порога и насыпьте на него соль. Составьте на этот лист всю чужую посуду и скажите такие слова: «Все чужое, что принесла, здесь же у порога и оставила».
Положите рядом с первым второй лист бумаги. Соль на него не сыпьте. Переставьте посуду на этот лист и скажите: «Как этот лист чист, так и посуда чужой энергетики не имеет».
Посуда очистится от чужой энергии, а в последующем быстро пропитается энергией дома своих новых хозяев. Те два листа, которые вы использовали в ритуале, сверните, отнесите подальше от дома и выбросите, а лучше сожгите.
Вавилонские блудницы
Это выражение пошло из Откровения Иоанна Богослова, который описывает некую порочную женщину в красивом платье на звере багряном, которая держала в руках чашу, преисполненную мерзостями и прелюбодействами. Классическое дитя порока.
Так вот, историки считают, что представление о том, что самое порочное пекло находится в Вавилоне, автор «Откровения» взял из довольно знаменитого текста историка Геродота, который так описывает местную храмовую проституцию:
«Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу. В священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из веревочных жгутов на голове. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен только сказать: «Призываю тебя на служение богине Милитте!»
Плата может быть сколь угодно малой. Отказываться брать деньги женщине не дозволено, так как деньги эти священные. Девушка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросил ей деньги. После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой, и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ею вторично. Красавицы и статные девушки скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить обычай. И действительно, иные должны оставаться в святилище даже по три-четыре года».
Геродот, История, I, 199
Не знаем, насколько древний историк тут наврал, однако ритуальное лишение девственности известно нам из многих культур, так что, возможно, в Вавилоне оно происходило именно таким образом.
В том же Риме, по свидетельству святого Августина, новобрачных девушек часто отводили в храм божества плодородия Мутуна, где лишали их девственности с помощью каменного фаллоса. Это считалось прекрасным подношением богу, которое обеспечит будущее плодородие в семье.
Кстати, упоминание Геродотом чужестранцев, которых допускали на эту удивительную ярмарку девственниц, напоминает нам еще один древний обычай «гостевого секса». В некоторых удаленных деревнях на Шелковом пути путешественнику предоставляли не только кров, но и жену хозяина, чтобы разнообразить генофонд деревни.
Как правильно применять
Для кремов, сывороток и масок с Syn-Ake существуют некоторые несложные правила и рекомендации по применению!
Желательно перед началом применения сделать легкое очищение. Пользоваться имеет смысл регулярно, 2 раза в день до получения результата (1-1,5 месяца), потом можно перейти на поддерживающий режим (1-2-3 раза в неделю).
Если у вас очень чувствительная кожа, мы рекомендуем попробовать крем на другой части тела, прежде чем использовать его на лице. Если раздражения или аллергии не последует — то все в порядке.
Кроме того, если вы уж решили взяться за тяжелую артиллерию в борьбе с возрастными изменениями, то стоит купить не один крем с SYN-AKE, а сразу всю систему ухода. Использование системы даст гораздо лучший, быстрый и главное длительный эффект. Дело в том, что концентрация пептида SYN-AKE в разных средствах тоже разная. Крема и сыворотки, содержащие высокую концентрацию, нужно наносить точечно, непосредственно на морщинки. А средства с низкой концентрацией (тонер, эмульсия) наносятся на все лицо и шею. Многие пренебрегают средствами из последней группы, считая, что раз концентрация низкая, значит это малоэффективно, и нечего деньги тратить. И очень зря! Эффект от этих средств немного другой, но очень даже важный. Дело в том, что с возрастом все чаще происходят непроизвольные лицевые мышечные спазмы. Они несильные и невооруженным глазом их заметить нельзя. Но вот появление новых морщинок в тех местах, где их еще вчера не было, сразу покажет в каком именно месте случился спазм. Средства с низким содержанием SYN-AKE — отличная профилактика таких спазмов, а значит и профилактика появления новых морщин.
Не рекомендуeтся пользоваться во время беременности и кормления грудью, а также при склонности к отечности.
Syn-Ake косметику не следует наносить параллельно со средствами с AHA-кислотами, поскольку эти активные вещества нейтрализуют друг друга.
Содержание учебно-методического комплекса по геометрии для 8 класса от Мерзляка
Эта книга включает в себя абсолютно все главы и параграфы из оригинального учебника:
- Четырехугольник и его элементы;
- Средняя линия треугольника, трапеции;
- Центральные и вписанные углы;
- Теорема Фалеса, т. о пропорциональных отрезках;
- Т. Менелая, т. Птолемея;
- Метрические соотношения;
- Тригонометрические функции острого угла.
Таким образом, можно сделать вывод, что это пособие принесет большую пользу вашим детям. Ведь они будут иметь возможность не просто списывать домашнюю работу, а сами смогут разобратьмся в материале (с помощью эвристического метода, который имеет большую эффективность).