Candycane.ru

Вкусные рецепты мира
37 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему реформы первого президента Турции вызвали народные волнения: «Шляпная революция»

Почему реформы первого президента Турции вызвали народные волнения: «Шляпная революция»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Мустафа Кемаль и курс на вестернизацию страны

С капитуляцией Османской империи и упразднением султаната после Первой мировой войны закончилась целая эпоха в истории этого государства. Начиналась новая –стране требовалось становиться на путь реформирования. Программа, к счастью, была, как был и человек, готовый стать новым национальным лидером и повести соотечественников к прогрессу и процветанию. Им стал Гази Мустафа Кемаль-паша, который позже, после упразднения титулов и введения фамилий, получит имя Ататюрк – то есть «отец турков».

Мустафа Кемаль Ататюрк

Но произойдет это лишь в 1934 году, когда его родина уже будет Турецкой республикой. Родился же Мустафа Кемаль в стране, которая называлась Османской империей, в 1881 году, причем точная дата его появления на свет так и не установлена, она и Ататюрку известна не была. Сам он впоследствии выбрал в качестве дня своего рождения 19 мая – день начала войны за независимость Турции. Прямолинейный, упорный, независимый, Мустафа получал образование в военной школе, затем в военном колледже, а после его окончания поступил в академию генштаба. В 1905 году он создал революционную организацию под названием «Ватан», то есть «Родина», побывал под арестом, но продолжал военную карьеру.

Последний султан Османской империи Мехмед VI покидает Стамбул

После поражения Османской империи в Первой мировой войне и оккупации страны иностранными войсками Мустафа Кемаль стал во главе созванного парламента и возглавил правительство, после чего сосредоточил усилия на борьбе за территориальную независимость Турции. Война окончилась в 1923 году подписанием Лозаннского мирного договора. Было провозглашено создание Турецкой республики во главе с первым президентом – Мустафой Кемалем.

Европейский костюм и до реформ Ататюрка понемногу проникал в жизнь турецкого населения

Османский халифат был ликвидирован, предстояло пересмотреть всю систему общественного устройства. Ататюрк взялся за дело. Всего за пару десятков лет лидер Турции полностью изменит облик страны и жизненный уклад ее жителей, но начнет он, в лучших традициях Петра I, с национального костюма. В новую жизнь граждане республики должны были вступить в новой одежде и в непривычных головных уборах.

«Встречают по одежке»

Традиционным головным убором мужчин в Османской империи был тюрбан или феска – красный колпак с черной кисточкой. Феска была введена султаном Мехмедом II в 1826 году как головной убор чиновников и солдат. Сам Ататюрк уже неоднократно примерял европейский костюм – например, в 1910 году во время проведения военных маневров в Пикардии.

Мустафа Кемаль вместе с османскими наблюдателями на военных маневрах в Пикардии, 1910 г.

25 ноября 1925 года началась реформа одежды и головных уборов в Турции. Был введен новый обязательный дресс-код для государственных служащих: им полагалось быть одетыми в костюм западного образца, носить галстук, на голову было необходимо надевать шляпу с полями. Для остальных граждан смена гардероба была пока лишь настойчиво рекомендована. Сам Мустафа Кемаль, приезжая в города с выступлениями, демонстрировал облик гражданина новой Турецкой республики, и, воодушевленные его словами и речами, горожане после окончания выступления сами прощались со своими фесками и спешили в магазин за шляпой.

«Ататюрк и гражданин»

Торговцы не успевали обеспечивать спрос на новые головные уборы — на такие перемены турки откликнулись с готовностью. Но, правда, не везде. Если в Стамбуле росли очереди за шляпами, то на севере и востоке Анатолии начались протесты.
Шляпа с полями там воспринималась как символ «франков» — так называли европейцев. А что могли франки понимать в мусульманских традициях? Ежедневный пятикратный намаз невозможно было выполнить по всем правилам – поля шляпы мешали прикоснуться лбом к полу во время молитвы, а значит, и поклониться Аллаху. Возражая против новой моды, население анатолийских городов отвергало и другие перемены. Разумеется, к протестантам, подрывавшим реформы и авторитет правительства, были применены суровые меры.

Магазин шляп в Турецкой республике

Протесты и их подавление на пути к новым реформам

Атиф Ходжа из города Искилип, исламский богослов, двумя годами ранее написавший трактат против подражания европейцам, был схвачен жандармами и отправлен под суд за критику новых правил. 4 февраля 1926 года Атиф Ходжа и его «сообщник» Али Риза были казнены. Говорили, что властям просто-напросто понадобился козел отпущения, чтобы усмирить волнения в стране. Утверждается, что во время беспорядков, вызванных протестами турков против нового дресс-кода, погибло около пятидесяти человек.

Ататюрк в парламенте

В 1934 году меры по внедрению европейской одежды стали жестче: был принят закон, по которому за ношение фески вместо шляпы с полями грозило лишение свободы на срок от двух до шести месяцев. Этот закон о запрещенных предметах одежды, принятый на время проведения реформ, формально действовал вплоть до 2014 года, хотя по сути, давно игнорировался.

Мустафа Кемаль. Фото 1925 года

В двадцатые годы прошлого века радикальным образом изменился облик турчанок: Ататюрк «открыл» женские лица и фигуры, до этого веками скрываемые от посторонних глаз за разного рода покрывалами. «Наши женщины чувствуют и мыслят, как и мы», — утверждал президент. В Турции раньше, чем во многих других странах, в том числе и европейских, было реализовано право женщин голосовать и быть избранными в парламент – это произошло уже в 1934 году. Кстати, вслед за все тем же Петром Великим Ататюрк приучал стеснительных соотечественниц посещать балы и танцевать на них.

Читайте так же:
Десерт из шоколада рецепт

На свадьбе приемной дочери Ататюрка Небиле, 1929 г.

За очень короткий срок Турция была не просто «переодета»; жизненный уклад и мировоззрение жителей страны стали другими. Земли, на которых на протяжении столетий все определялось требованиями ислама, превратились в территорию светского государства – с иными, новыми – западными ценностями и приоритетами.

За короткий промежуток времени Турция изменилась до неузнаваемости: помимо одежды, перемены коснулись практически всех сторон жизни общества

Сам Ататюрк – по сути, диктатор, но использовавший свою власть не в корыстных целях, а для эффективного реформирования общества, — стал по-настоящему исторической фигурой. С другой же стороны, сама история вела Османскую империю к переменам, и первый президент новой республики стал в каком-то смысле лишь орудием в ее руках. А получилось бы убедить население следовать по новому пути, предварительно не научив его носить новую одежду и новые головные уборы, – вопрос, остающийся открытым.

Оказавшись на некоторое время вне закона в Турции, феска не утратила своего значения для остального мусульманского мира. А вот что еще носят на голове восточные мужчины: тюрбан, тюбетейка и другое.

Необычная судьба турецкого генерала Энвер -паши — соперника Ататюрка, союзника и врага большевиков

Казанский исследователь Булат Ногманов знакомит читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. Он рассказал о видном государственном деятеле Энвер-паше:

Предрассветная звезда

Имя одного из самых видных государственных деятелей Османской империи, дослужившегося до генеральского звания в тридцать лет, а затем ставшего министром обороны и возглавившего генштаб, Энвер-паши в период после установления республики и вплоть до 90-х годов прошлого века было предано забвению. И тому были оправдательные на тот момент причины.

О нем старались не упоминать, имя Энвер считалось нежелательным для детей. Однако сегодня, с возвращением моды на все османское и с появлением тренда на целостное восприятие турецкой истории, стали появляться работы о бравом османском генерале, который, подобно предрассветной звезде, ярко и быстро загорелся на небосводе рубежа веков и так же скоропостижно погас вдали от родины в одной из горных деревушек нынешнего Таджикистана.

Жизнь Энвер-паши, как, впрочем, практически всех представителей его поколения (людей, рожденных в 1880-е годы), была стремительной и наполненной невероятными приключениями. Нашлось здесь место и путешествиям, и учебе в самых лучших военных учебных заведениях страны, и аресту, и заговорам, и женитьбе на представительнице султанского рода, и военным авантюрам, и многим другим не менее интересным вещам и явлениям.

Энвер-паша был убежденным германофилом. На фото Энвер-паша и Вильгельм II в 1917 году

Представители «балканской диаспоры»

Говоря об Энвер-паше, кажется вполне естественным сопоставление его жизненного пути с другим, не менее известным представителем «балканской диаспоры», о котором шла речь в нескольких предыдущих наших публикациях. Конечно же, здесь много совпадений, пересечений и расхождений, но, как известно, двум кинжалам в одних ножнах не поместиться. Судьба распорядилась так, что и Энвер-паша, и Мустафа Кемаль-паша получали образование в одних и тех же военных учебных заведениях. Несмотря на то что они были сверстниками, Энвер-паша учился на несколько классов старше, так как в школу его отдали, когда ему было три года.

Они оба быстро двигались по карьерной лестнице, получили генеральское звание в довольно молодом возрасте, оба состояли в Партии единения и прогресса. Правда, Кемаль-паша ушел из партии из-за разногласий во взглядах, а Энвер-паша возглавил боевое крыло этой политической силы, что весьма благотворно повлияло на его дальнейшую карьеру.

Как известно, перед началом Первой мировой войны он стал министром обороны и начальником генштаба в одном лице. Оба служили на Балканах добровольцами, под видом гражданских участвовали в Триполитанской войне, организовав в Ливийской пустыне движение сопротивления сануситов, которое весьма успешно противостояло итальянцам.

Пожалуй, война в Ливии — это единственный момент в биографиях Энвер-паши и Мустафы Кемаля, когда они действовали бок о бок, а дальше судьба раскидала их по разным фронтам, хотя и по одним и тем же войнам. В какой-то степени они были антагонистами, имели различные взгляды на дальнейшую судьбу империи. Энвер-паша был убежденным германофилом. Кроме арабского, персидского, французского и русского, отлично владел немецким, служил военным атташе в Берлине, был вхож в немецкие аристократические круги, где Османскую империю именовали не иначе, как «Энверистан». Кроме того, он был поборником религии и ратовал за объединение исламского мира под началом халифата.

Читайте так же:
Десерт полено рецепт

В случае с Энвер-пашой все закончилось благополучно, и он удачно женился на внучке Абдулмеджида Наджийе султан. Фото radikal.com.tr

Османские принцессы и женитьба

А Мустафа Кемаль, напротив, ненавидел все немецкое, был франкофоном и сторонником республики. Однако, несмотря на это, оба они были патриотами своей страны, просто имели различные подходы и видение будущего. Хотя время показало, что на тот момент времени прагматические воззрения Мустафы Кемаля оказались более уместными, чем космополитические взгляды Энвер-паши.

Еще одним сходным моментом в судьбах двух пашей была связь с представительницами дома Османов. Но если в случае с Энвер-пашой все закончилось благополучно и он удачно женился на внучке Абдулмеджида Наджийе султан, то попытки женить Мустафу Кемаля на дочери Вахдетдина Сабихе султан не увенчались успехом. Впоследствии она вышла замуж за сына Абдулмеджида Омара Фарука.

Временный союз с Советами

Ближе к концу Первой мировой войны для облегчения процедуры подписания договора о прекращении огня и под давлением англичан кабинет Талат-паши подает в отставку. Лидеры Партии единения и прогресса предусмотрительно бегут за границу, так как у себя на родине они объявлены военными преступниками, лишены всех воинских званий и наград и заочно приговорены к смертной казни. При поддержке своих немецких союзников Энвер-паша на немецкой лодке сначала направляется в Одессу, а оттуда под вымышленным именем переправляется в Берлин.

Зимой 1918—1919 годов начинаются его контакты с новообразованным советским правительством. Целью была организация вооруженной борьбы в Средней Азии против английского империализма. Здесь, как говорится, совпали интересы обеих сторон: Энвер-паша, жаждавший реванша с англичанами, готов был практический на любой союз, а большевики в свою очередь пытались использовать возможности паши для защиты своих интересов в Средней Азии и на Кавказе.

Посредником в этих контактах выступает советский политический деятель, участник международного социал-демократического и коммунистического движения, журналист и революционер Карл Радек. При его содействии была организована поездка Энвер-паши из Берлина в Москву, куда он добирается только с третьей попытки и только в 1920 году. Причиной тому послужило крушение самолета, на котором летел Энвер-паша. Стоит отметить, что это был его первый полет на аэроплане, и весьма неудачный — паша чудом выживает в этой истории. В его личном архиве даже сохранилась фотография разбитой машины.

Посредником в контактах с большевиками выступал советский политический деятель, участник международного социал-демократического и коммунистического движения, журналист и революционер Карл Радек. Фото izbrannoe.com

Поиски точек соприкосновения ислама и коммунизма

Добравшись, наконец, до Москвы, которая станет его временным домом на следующие полтора года, Энвер-паша встречается с Чичериным и Лениным. В ходе переговоров начинается поиск путей взаимодействия младотурецкого движения с Коминтерном. Приемлемой формой сотрудничества оказывается работа через Общество единства революции с исламом. В начале сентября 1920 года Энвер-паша по приглашению и рекомендации советского руководства принимает участие в 1-м съезде народов Востока в Баку, где представляет Ливию, Тунис, Алжир и Марокко.

Работа съезда, возглавляемая Зиновьевым, была направлена на обсуждение вопросов борьбы с эксплуатацией и капиталом буржуазных стран, а также соотношения ислама и коммунистического движения в странах Востока. Был даже принят документ «Проект шариата», содержащий 15 разъяснений шариатских положений, которые соответствуют коммунистической доктрине.

Однако Энвер-паша, преследующий более прагматические цели, результатами съезда остался недоволен и в октябре вернулся в Берлин. Но уже в начале 1921 года он снова едет в Москву для встречи с турецкой делегацией. Энвер-паша в курсе событий, которые происходят на тот момент в Турции и отчаянно ищет возможности для возвращения на родину и участия в национально-освободительной войне, которую ведет Мустафа Кемаль со странами Антанты.

В это же время в Великом национальном собрании Турции бывшие соратники Энвер-паши по Партии единения и прогресса начинают ратовать за его возвращение в Анатолию. Более того, они начинают выступать за то, чтобы он возглавил национально-освободительную войну в Анатолии вместо Мустафы Кемаля. На этой волне Энвер-паша перебирается в Батуми, где в июле 1921 года собирает конгресс Партии единения и прогресса и через черноморские провинции, где у него остались союзники, планирует триумфально вернуться в Анатолию и возглавить борьбу против греков, которые уже вплотную подступили к реке Сакарья. Стоит отметить, что в данной ситуации советское правительство оказывает поддержку как Энвер-паше, так и Мустафе Кемалю, надеясь в будущем противопоставить одного другому.

Турецкие военнопленные во время сражения при Сакарье. Фото wikipedia.org

Объединил басмачей против Красной Армии

Однако все меняется после рокового как для греков, так и для Энвер-паши сражения при Сакарье. Победа Мустафы Кемаля, который приказывает своим солдатам «не воевать, а умереть», ставит крест на планах продвижения греков вглубь Турции, а также лишает смысла планы по возвращению Энвер-паши.

Читайте так же:
Рецепты высокой кухни десерты

Советское правительство делает окончательную ставку на победителя, то есть на Ататюрка, а отношения с опальным пашой начинают заметно охлаждаться. Ему предлагают использовать свои навыки в Бухаре, и октябре 1921 года он получает от Совнаркома РСФСР полномочия представлять интересы Советской России в Бухарской народной социалистической республике. На деле это означало ведение переговоров с лидерами басмаческого движения и усилия по их объединению против эмира Бухары.

Пишут, что уже на месте Энвер-паша начинает разочаровываться в Советской власти, это же следует из воспоминаний Ахметзаки Валиди Тогана (на тот момент председателя центрального комитета Совета национального единства Туркестана), с которым он тайно встречался и который предостерегал его от конфронтации с Советами.

Однако советом друга Энвер-паша не воспользовался, он действительно объединил разрозненные басмаческие движения, но не против эмира, а против Красной Армии. Первоначально его действия были успешны, он сумел занять Душанбе и всю восточную Бухару, но предательство со стороны представителей эмира, которые в самый неожиданный момент ударили ему в спину, заставило отступить к Бальджуну, находящемуся на территории современного Таджикистана.

Смерть настигла опального генерала здесь же, в Бальджуне, 4 августа 1922 года во время очередной атаки кавалеристского полка под руководством Апока Мелкумяна, который имел личные счеты с Энвер-пашой за приказ о переселении армян в 1915 году, отданный Талат-пашой с его подачи. (Это событие до сих пор остается одним из самых спорных моментов во взаимоотношениях современной Турции не только с современной Арменией, но и с западным миром). За ликвидацию Энвер-паши Мелкумян был награжден орденом Красной Звезды.

4 августа 1996 года, ровно через 74 года после смерти, прах Энвер-паши был перевезен в Стамбул и перезахоронен с соблюдением всех воинских почестей рядом с могилой Талат-паши в мемориальном комплексе Монумент Свободы в районе Шишли.

4 августа 1996 года прах Энвер-паши был перевезен в Стамбул и перезахоронен с соблюдением всех воинских почестей. Фото whatbeautifullight.com

Так завершился земной путь одного из самых неординарных и противоречивых государственных деятелей Османской империи. Энвер-паша не вел дневников, однако после него остался довольно объемный архив, состоящий из фотографий (паша серьезно увлекался фотоискусством) и очень подробных писем, адресованных супруге Наджийе Султан, которая была первой и единственной его любовью.

Эти письма, содержащие, помимо лирических нежностей, подробные описания военных действий и событий, которые происходили с пашой, являются важнейшим источником по истории Османской империи и Республиканской Турции начала XX века. Весь архив хранится у видного турецкого историка Мурата Бардакчи, который периодически публикует материалы из него, показывая события того времени так, как их видели непосредственные участники.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Популярный генерал проигравшей армии

В августе 1915 года группа османских войск под командованием Кемаля-паши одержала серию побед над союзниками — у залива Сувла, при Киречтепе и при Анафарталаре.

Успех, добытый в сражениях за Дарданеллы, сделал полковника Кемаля-пашу широко известным и популярным в стране. Он назначается командующим войсками в Эдирнеи Диярбакыре, а в апреле 1916 года производится в генерал-лейтенанты и вступает в должность командующего 2-й армией.

В августе 1916 году переброшенный на русско-турецкий фронт генерал Кемаль-паша во главе 2-й армии смог отбить у русских войск Муш и Битлис, однако вскоре царская армия вновь установила над ними контроль.

После инспекционной поездки в Германию на линию фронта вместе с наследным принцем Вахидеттином Эфенди Мустафа Кемаль-паша серьезно заболел и был направлен на лечение в Баден-Баден.

К моменту его возвращения в действующую армию, для Османской империи в войне все было практически кончено. Несмотря на это, генерал Кемаль-паша во главе 7-й армии с августа по конец октября 1918 года отражал атаки английских войск.

После подписания Мудросского перемирия, 31 октября зафиксировавшего поражение Османской империи в Первой мировой войне, генерал Кемаль-паша вернулся к работе в министерстве обороны.

3. Ткемали с грецкими орехами

Ингредиенты

  • 3,2 кг красной алычи;
  • 150 г сахара;
  • 2 столовые ложки соли;
  • 1 столовая ложка приправы хмели-сунели;
  • 50 г мяты;
  • 220 г кинзы;
  • 1 головка чеснока;
  • 150–200 г грецких орехов.

Приготовление

Промойте алычу, выложите в кастрюлю и залейте холодной водой. После закипания варите 15–20 минут до тех пор, пока фрукты не разварятся и кожица не начнёт легко отделяться от мякоти. Затем протрите алычу через сито и добавьте, если необходимо, немного жидкости, оставшейся после варки.

Зелень измельчите в блендере вместе с чесноком и добавьте к алыче. Туда же положите соль, сахар и хмели-сунели. Перемешайте соус блендером и отправьте на небольшой огонь. Варите 10 минут. После этого добавьте измельчённые грецкие орехи, снова доведите соус до кипения и снимите с огня.

Читайте так же:
Десерт из апельсинов рецепт

Разлейте ткемали по банкам, сверху добавьте немного растительного масла и закройте. Храните в прохладном, защищённом от света месте.

Какой бы рецепт вы ни выбрали, помните, что всегда можете самостоятельно регулировать количество любого ингредиента, так как всё зависит от вашего вкуса. Если вам нравится более сладкий вкус, добавьте больше сахара. Или, если не очень любите чеснок, тогда добавьте его меньше. А в последний рецепт я добавила бы немного острого перца, так как очень люблю острые соусы. Не нужно переживать, что готовите не совсем по рецепту. Просто меняйте соотношение аккуратно, каждый раз пробуя соус.

Десерт кемаль паша рецепт

Ататюрк Мустафа Кемаль (1881 — 1938) Руководитель национально-освободительной революции в Турции 1918-1923 гг. Первый президент Турецкой республики (1923-1938). Выступал за укрепление национальной независимости и суверенитета страны, за поддержание дружественных отношений с СССР.

Ататюрк. Мустафа Кемаль-Паша. Мустафа Кемаль Ататюрк родился в греческом городе Салоники в семье мелкого таможенного служащего. Военное образование получил в военных училищах в Салониках и Монистире. В 1905 году успешно закончил Академию генерального штаба в Константинополе.

Армейскую службу молодой офицер совмещал с активным участием в движении младотурок, будучи членом исполнительного комитета тайного общества "Ватан" ("Родина").

В 1904 году Мустафа Кемаль подвергался кратковременному аресту за свои политические убеждения. Одной из причин его освобождения было заступничество военного командования, не хотевшего терять перспективного офицера.

С 1905 года капитан Генерального штаба Мустафа Кемаль служил в сирийском городе Дамаске, где в следующем году организовал тайное общество "Ватан ве хюрриет" ("Родина и свобода").

Осенью 1907 года Мустафу Кемаля переводят в Македонию, а через два года командируют во Францию для изучения европейского военного опыта.

По возвращении Мустафа Кемаль был назначен в 3-й армейский корпус, штаб которого находился в Салониках.

К началу Первой мировой войны Мустафа Кемаль уже был участником двух войн — Итало-турецкой 1911-1912 годов и второй Балканской 1913 года.

Будущий маршал прославился во время обороны полуострова Галлиполи от десанта англо-французских войск. Галлиполийская операция союзников по Антанте закончилась полной неудачей. Мустафа Кемаль командовал к ее завершению 16-м армейским корпусом, занимавшим стратегически важный участок.

Операция по захвату Галлиполийского полуострова длилась 300 суток. За это время Великобритания потеряла 119,7 тысячи человек, Франция — 26,5, Турция — 185 тысяч человек.

В январе 1916 года жители Стамбула горячо приветствовали героя галлиполийской обороны как спасителя столицы Турции. За проявленную доблесть Мустафа Кемаль получил давно заслуженное им звание генерал-майора и титул паши и стал быстро продвигаться по служебной лестнице.

С 1916 года он последовательно командовал 16-м армейским корпусом в Закавказье, затем 2-й армией на Кавказском фронте и 7-й армией на Палестино-Сирийском фронте.

Активный участник движения младотурок, Мустафа Кемаль-паша руководил национально-освободительной революцией в Турции в 1918-1923 годах. Когда султан Мехмед VI сместил правительство Талаат-паши и заменил его беспартийным кабинетом Ахмета-Иззет-паши, руководство турецкой армией перешло к адъютанту султана. Он пользовался неоспоримым авторитетом в армейских кругах и стремился к подлинному суверенитету побежденной в мировой войне Турции.

Тем временем Кемалистская революция набирала силу. 23 апреля 1920 года Великое национальное собрание Турции, председателем которого был Мустафа Кемаль-паша, объявило себя носителем верховной власти в государстве. В сентябре 1921 года султан был вынужден передать своему бывшему адъютанту звание и должность Верховного главнокомандующего.

На этом высоком посту Мустафа Кемаль-паша вновь отличился на военном поприще, на сей раз в Греко-турецкой войне 1920-1922 годов. Высадившись в Смирне, греческие войска сумели пробиться в центральные области страны и захватили во Фракии город Адрианополь, в Анатолии — город Ушак, в 200 километрах от Смирны и южнее Мраморного моря города Бандырма и Бурса.

За победу турецкой армии в многодневных упорных боях в августе — сентябре 1921 года на реке Сакарья Мустафа Кемаль-паша, лично командовавший здесь турецкой армией, получил высшее воинское звание маршала и почетный титул "гази" ("победоносный").

В ноябре 1922 года был упразднен султанат, в марте следующего года — халифат. 29 октября 1924 года Турция была провозглашена республикой, и Мустафа Кемаль-паша стал ее первым президентом, одновременно сохранив за собой пост Верховного главнокомандующего. Эти посты он занимал до своей смерти.

После полной ликвидации султанской власти в стране ее президент провел немало прогрессивных реформ, чем заслужил большое почитание в народе. В 1924 году он стал пожизненным председателем Народно-республиканской партии, ведущей политической силы в Турецкой республике того времени.

Фамилию Ататюрк (буквально — "отец турок") Мустафа Кемаль-паша получил в 1934 году по решению Великого национального собрания Турции при введении в стране фамилий. Под ней он и вошел в мировую историю.

Читайте так же:
Десерт коллекция отзывы москва

Турецкая монета с портретом Ататюрка.

Другие биографические материалы:

Вышинский А. Я., Лозовский С. А. Выдающийся турецкий политический и государственный деятель (Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.).

Шпилькова В.И. Фамилию Ататюрк («Отец турок») получил от Великого национального собрания Турции (Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961).

Залесский К.А. Турецкий маршал (Залесский К.А. Кто был кто во второй мировой войне. Союзники Германии. Москва, 2003).

Основатель Турецкой республики (Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 2. Ангола – Барзáс. – М., Советская энциклопедия. – 1969).

Ататюрк на турецкой марке

Далее читайте:

Сочинения:

Atatürk’ün söylev ve demeçleri, (cilt) 1-2, Ankara, 1945-52;

Nutuk, cilt 1-3, Istanbul, 1934 (рус. изд. — Путь новой Турции, т. 1-4, М., 1929-34).

Литература:

Ata türk’ün söylev ve demecleri. Istanbul. 1945. 398 s. —

Nutuk, Gazi Mustafa Kemal tarafindan. Gilt 1-317 s., eilt 11-345 s., cilt III-348 s. Istanbul. 1934. (Русское издание: Мустафа Кемаль. Путь новой Турции. Т. 1-480 с, т. II-416 с, т. III-488 с., т. IV- 571 с. М. 1929-1934). Atatürk 1880-1938. Ankara. 1939. 64 s. —

Как и из чего делают парварду

Для приготовления парварды требуются самые обычные продукты: сахар, вода, лимонный сок или лимонная кислота, а также мука, которой посыпают готовые конфеты.

Состав восточной карамели и процесс приготовления

Из указанных ингредиентов варят карамельную массу. В кастрюлю высыпают сахар (1 ст.), добавляют воду (0,5 ст.) и лимонный сок (1 ст. л.), доводят до кипения. После закипания сахар растворяется. Полученный сироп должен кипеть на небольшом огне до появления золотистого цвета.

Готовность карамели проверяется следующим образом. Капля правильно сваренной карамели не должна растекаться на тарелке, но при этом и не должна мгновенно застывать до стекловидного состояния. Правильная карамельная масса для парварды должна быть эластичной, её можно тянуть, вытягивать.

Карамель для парварды

Готовую карамель выливают в эмалированную миску с широким дном, которое предварительно смазывают растительным маслом. Миска должна быть помещена в другую ёмкость с ледяной водой – это поможет быстро остудить карамельную массу, чтобы начать с ней работать.

Лопаткой, смазанной растительным маслом, карамель собирают от краёв к центру миски, как бы сворачивая её. Когда она остынет до такой температуры, чтобы её можно было взять руками, приступают к вымешиванию массы.

Из карамели скатывают колбаску и растягивают её. Складывают пополам и опять вытягивают жгут.

Эти действия повторяют много раз, пока карамельная масса не начнёт белеть и не приобретёт шелковистый блеск. После этого ещё раз вытягивают жгут небольшой толщины, который нарезают ножом на небольшие подушечки.

Готовые конфеты посыпают мукой и несколько раз перемешивают. Подушечки оставляют в муке до полного остывания ещё на час. После этого их высыпают в сито, чтобы отсеять муку. Конфеты готовы. Считается, что им нужно 1-2 суток до полного созревания, тогда парварда приобретает свой знаменитый тающий вкус.

В Узбекистане приготовлением парварды занимаются исключительно мужчины — для того чтобы вымесить карамель в большой объёме, требуется физическая подготовка.

Профессионалы варят карамель для парварды сразу из нескольких килограммов сахара. В этом случае, чтобы правильно вымесить такой объём карамели, мастера используют металлический крюк, на который вновь и вновь набрасывают вытягиваемый жгут.

Видео: как готовят парварду

Для начала обдайте помидоры кипятком. Это позволит снять с них шкурку. Мякоть помидоров перетрите блендером. Сливы поместите в кастрюлю, залейте водой, варите не более 5 минут, затем снимите их с огня и протрите через обычное сито.

Яблоки очистите и измельчите при помощи терки. То же самое проделайте и с луком. Для его измельчения может использовать блендер. Подготовьте таким же способом и другие компоненты: острый и сладкий перец.

В емкости смешайте все компоненты и поместите ее на огонь. Варите соус до получения желаемой консистенции. Готовый ткемали из слив и томатов разложите в простерилизованные емкости и герметично закройте. Конечно, вкус такой заготовки значительно отличается от той, что приготовлена по классическому рецепту.

Заключение

Рахат-лукум — это нечто большее, чем просто знаменитый национальный деликатес. Он является идеальным воплощением богатой и многогранной культуры Турции. Он бывает самых разных вкусов. Хотя все они выглядят по-разному снаружи, их вкус на удивление похож.

Рахат-лукум сделал себе имя. В фильме «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф» весь мир стал свидетелем того, как Эдмунд восхитительно ел восхитительный рахат-лукум. Таким образом, рахат-лукум — символ элегантности и величия турецкого народа.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector